Главная Защита прав потребителя

 

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПОКУПКЕ СЛОЖНОЙ ТЕХНИКИ

 

Опубликовано в журнале

Автор КАЛЯГИН В.С.

 

В наше время - время «цифровых» технологий, когда техника за один год может пройти несколько «эволюционных» периодов, а многочисленные производители электроприборов бытового назначения не успевают внедрять новые разработки, плодящиеся подобно грибам после дождя, в свое производство, потребителю приходится довольно нелегко. К примеру, купив совсем недавно новый видеомагнитофон, приходится собираться в магазин за покупкой DVD – проигрывателя, т.к. в нынешнее время DVD –диски являются более доступным и более распространенным носителем видеоинформации, чем видеокассета, и в использовании, диск гораздо удобней. Также в наше время, все больше распространяются более компактные и удобные телевизоры и мониторы с жидкокристаллическим экраном, цены на которые уже не являются заоблачными, что естественно привлекает потребителя.

Таким образом, для того, чтобы успеть за технологическим прогрессом, гражданам приходится все чаще пользоваться услугами продавцов бытовой техники и электроники. Предложение товара такого рода представлено довольно обширным списком торгующих организаций, а сам товар – большим разнообразием производителей. Следовательно, при совершении покупки, например, нового телевизора Вам необходимо обратить внимание не только на марку желаемого приобретения, но и на организацию, которая его продает. Для того чтобы отличить добросовестного продавца от недобросовестного необходимо знать правила, предусмотренные законодателем для торгующих организаций и предпринимателей.

 

Начнем с обязанностей продавца по предпродажной подготовке данных товаров, которая в соответствии со статьей 47 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, включает в себя: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружки, осмотр товара, проверку комплектности и качества изделия, наличие необходимой информации о товаре и его изготовителе, при необходимости сборку изделия и его наладку.

Образцы товаров, предназначенных для продажи, должны размещаться в торговом зале и иметь оформленные ярлыки с указанием марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.

Собираясь в магазин, Вы, как правило, уже знаете, что хотели бы приобрести, конкретную марку и модель товара. Но как часто Вы меняли свой выбор благодаря красочной и в то же время грамотной рекламе?

Например, Вы решили приобрести телевизор. Пришли в специализированный магазин, и глаза разбежались. Перед Вами предстает разнообразие видов, моделей. Нашли ту модель телевизора, которую планировали приобрести, но вдруг заметили, что у стоящего рядом телевизора качество изображения лучше, а цена ненамного выше. Просим продавца рассказать о его дополнительных возможностях. В соответствии со статьей 11 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан в наглядной и доступной форме довести до Вашего сведения необходимую и достоверную информацию о заинтересовавшем Вас товаре, обеспечивающую возможность правильного выбора товара.

Правила четко предусматривают перечень информации, которая в обязательном порядке должна содержать: информацию о наименовании товара, фирменном наименовании и месте нахождения изготовителя товара, а также об уполномоченном изготовителем продавце, производящем ремонт и техническое обслуживание товара, к которому можно обратиться в случае возникновения претензий в отношении приобретенного товара. В перечень информации входят сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара. При этом существенное значение имеют данные о гарантийном сроке, сроке службы или сроке годности, если они установлены для конкретного товара. Не менее важными являются сведения о Ваших необходимых действиях по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья и Вашего имущества или становится непригодным для использования по назначению. При этом цена и условия приобретения товара являются неотъемлемой частью предоставляемой Вам информации.

Таким образом, получив полную информацию о необходимом товаре, подтвержденную сертификатом, копией сертификата, заверенной держателем подлинника, или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат, Вы принимаете решение о покупке данного телевизора. Продавец обязан распаковать товар, подключить, проверить его качество и комплектность в Вашем присутствии. Если Вас все устраивает, то можно платить деньги в кассу.

Вместе с покупкой Вам должны быть переданы установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт) с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы, в том числе и товарный чек с указанием наименования товара, а также  лица, непосредственно осуществляющего продажу.

Это позволит Вам обратиться в вышестоящую инстанцию или в суд с обоснованными и подтвержденными требованиями в случае нарушения Ваших прав потребителя.

В связи с тем, что большинство технически сложных товаров импортного производства, то к ним в обязательном порядке должна прилагаться инструкция по эксплуатации на русском языке. Это требование имеется в статье 8 Закона «О защите прав потребителей» и пункте 15 Правил продажи отдельных видов товаров.

При покупке теле- или радиоаппаратуры необходимо выяснить у продавца, а также ознакомиться с документацией на предмет наличия информации о сроках гарантии и условиях выполнения ремонтных работ. Что здесь имеется в виду?

Если в течение гарантийного срока Вы обнаружили недостатки, то можете потребовать безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление. Допустим, что купленный Вами телевизор сломался. Вы можете отнести его продавцу, и тот обязан незамедлительно устранить недостатки товара, если иной срок не определен соглашением сторон в письменной форме. Вы также имеете право отремонтировать его в мастерской и предъявить счет продавцу для возмещения понесенных расходов. Кроме того, Вы можете потребовать у продавца или организации, производящей гарантийный ремонт по договору с изготовителем или продавцом, предоставить на период ремонта аналогичный товар. Продавец обязан в трехдневный срок бесплатно доставить Вам временную замену товара на период ремонта.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» Ваше требование о безвозмездном предоставлении аналогичного товара на период ремонта не распространяется на автомобили и другие виды мототехники, в том числе электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла). То же самое можно сказать и о электробытовых приборах, используемых для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары). Также на период ремонта Вам не предоставят замену гражданского оружия и мебели.

Например, если Вы купили тот же телевизор, он у Вас сломался, и требуется замена деталей, которых нет в наличии у ремонтной организации, из-за чего ремонт затягивается на неопределенное время, то в таком случае Вы можете потребовать у продавца или исполнителя, производящего гарантийный ремонт, телевизор аналогичной марки и модели на время ремонта. При этом доставка в Ваш дом должна производиться бесплатно. Если же у Вас сломалась печь СВЧ, которая была на гарантии, то придется потерпеть, так как этот вид товара входит в Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены товара - аналога.

В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня Вашего обращения с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

Что же нужно делать, если у Вас сломался какой-то бытовой прибор?

Вам следует обратиться в магазин, где Вы приобрели данный товар и заявить об этом в письменной форме с указанием даты. Если у продавца имеется договор с соответствующей мастерской о производстве гарантийного ремонта, то Вам предложат обратиться туда. При отсутствии договора Вам могут предложить специалиста из магазина. В любом случае ремонт должен производиться бесплатно, впрочем, как и доставка.

Если же продавец отказывается выполнять Ваши требования, то необходимо зафиксировать его отказ в письменной форме. Если отказывается подписываться, то следует удостоверить его отказ двумя свидетелями.

Это позволит Вам обратиться в суд с мотивированным исковым заявлением, к которому Вы должны приложить все документы, подтверждающие факт нарушения Ваших прав. Это может быть договор, товарный или кассовый чек, акт экспертизы некачественного товара, Ваше заявление к продавцу с его зафиксированным отказом и т.д. Все зависит от конкретной ситуации и товара.

Нужно отметить, что в нынешнее время во многих торговых предприятиях, представляющих собой довольно крупные организации, созданы юридические отделы, в которых работают профессиональные юристы. Их главной задачей является  правовая защита своего работодателя, в том числе и в случаях, когда дело касается споров между продавцом и покупателем. Так что, если Вы приобрели бытовую технику по очень высокой цене, а она по неизвестным причинам вышла из строя, и торгующая организация отказывается добровольно выполнять свои законные обязанности (по ремонту, замене, возврату денежных средств), то в такой ситуации стоит обратиться за квалифицированной помощью к профессионалам – адвокатам, имеющим опыт работы в делах такого рода. Это поможет разрешить возникший спор в Вашу пользу, сэкономить время и вернуть затраченные деньги или купленную вещь в исправном состоянии.

 

По наиболее сложным делам можно обратиться  в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», специализирующуюся на этих вопросах, тел.:  +7 (495) 671-53-72, e-mail: rosar@inbox.ru, www.semeiniy-advokat.ru, www.avto-advokat.ru , www.biznes-advokat.ru

 

 

 

 

Rambler's Top100