Главная Защита прав потребителя

 

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПОКУПКЕ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ.

 

Опубликовано в журнале

Автор КАЛЯГИН В.С.

 

Поход в магазин за покупкой одежды или обуви для всех нас является приятным делом. Известно, что многие, обновляя свой гардероб, получают не только материально-практическое удовлетворение, но и моральное, имеющее успокаивающий, отвлекающий от трудовых будней эффект. И как же бывает обидно, когда, купив дорогую вещь, обнаруживается, что она имеет недостатки. В таком случае моральное удовлетворение, не говоря уже о материально-практическом, иметь место не может, а наоборот, от таких покупок эффект будет противоположным тому, которого вы ожидаете при их совершении.

Поэтому необходимо знать минимум той информации, которая поможет Вам избежать многих неприятностей, встречающихся при совершении покупок. Тем более, что почти все неприятные ситуации, случающиеся при приобретении вещей, как правило, сопряжены с недобросовестностью продавца, а также с нарушением закона.

Прежде всего, для защиты своих прав, нужно знать некоторые правила продажи товаров, установленных государством для организаций-продавцов одежды и обуви.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (далее Постановление №55) даёт подробные разъяснения по поводу процедуры продажи данной категории товаров.

На пример, для того, чтобы прилавок магазина радовал глаз покупателя, текстильные товары (ткани и нетканые материалы и изделия из них), трикотажные изделия, швейные товары (одежда, белье, головные уборы), изделия из меха и обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе, при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт.

Для удобства потребителя предлагаемые для продажи товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам, ростам и выставлены в торговом зале. С учетом особенностей торговли в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, по которым покупателю предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара.

Также для комфорта покупателя трикотажные, швейные, меховые товары и обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно друг от друга, а меховые товары группируются по видам меха с обязательным предоставлением информации о виде меха.

Для того чтобы Вам, как покупателю, облегчить выбор необходимой вещи, для таких товаров как одежда, бельё и иные швейные изделия, а также обувь и головные уборы должны иметься ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера.

Также при продаже одежды и белья должно быть указано, для человека какого роста они предназначены. Для одежды, головных уборов и воротников, произведенных из меха, предоставляется информация о виде меха и цвете его окраски.

Постановление №55, заботясь о потребителе, обязывает продавца предоставить покупателю швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви условия для примерки товаров. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками.

Лицо, осуществляющее продажу, при отпуске одежды, меховых товаров и обуви в присутствии покупателя обязано проверять качество товара, производя как внешний осмотр, так и правильность подсчета стоимости покупки.

Одежда, меховые товары и обувь передаются покупателю в упакованном виде, а дополнительная плата за упаковку, как сказано в Постановлении №55, не взимается. Для удостоверения законности сделки вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу, благодаря чему, у Вас, как у покупателя, будет возможность при возникновении проблем с купленной вещью поменять её на аналогичную или вернуть вовсе.

 

Во многих случаях при возникновении спорных ситуаций, связанных с совершением потребителем покупок, последний остаётся в проигрыше. Чаще всего, так получается из-за элементарного незнания покупателем своих потребительских прав.

Для того чтобы не стать обманутым, необходимо знать свои законные права, а также обязанности продавца при заключении договора купли - продажи. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее ГК РФ): «По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)». Отсюда следует, что главной обязанностью продавца является передача вещи покупателю, который в своё время имеет на это (получение товара) полное законное право, то есть требовать передачи проданной ему вещи. Также нужно отметить, что в соответствии со ст. 456 ГК РФ продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, например инструкцию к эксплуатации или сертификат качества.

 Согласно Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» важным Вашим правом при заключении договора купли – продажи является право требования при передаче продавцом некачественного товара по своему выбору:

- соразмерного уменьшения цены.

- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.

- возврата уплаченной за товар денежной суммы, отказываясь от исполнения договора, то есть, возвратив предлагаемую вещь.

- замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим товаром надлежащего качества.

- предъявить требования, связанные с недостатками товаров в течение гарантийного срока.

Необходимо знать, что, как разъясняет Гражданский кодекс РФ, обязанность продавца передать проданное имущество считается исполненной в момент вручения товара, либо в момент предоставления товара в распоряжение покупателя.

Также в соответствии с ГК РФ продавец обязан передать товар Вам, как покупателю, в ассортименте, согласованном сторонами по видам, моделям, размерам, цвету.

А главной для продавца обязанностью покупателя будет оплата товара в полном объёме.

После того, как товар был куплен Вами, с ним в худшем случае может произойти несколько неприятных ситуаций. Во-первых, приобретённая вами хорошая и качественная вещь, к сожалению, по каким-либо причинам не подошла (например, по фасону, цвету или размеру). Во-вторых, более неприятная ситуация, когда купленная Вами дорогостоящая вещь оказывается ненадлежащего качества.

В первом случае, если Вы купили вещь надлежащего качества, например, кому – нибудь из своих близких в подарок, а она не подошла по размеру или не понравился фасон, либо расцветка, то в таком случае у Вас есть возможность без предоставления причин продавцу поменять данную вещь на аналогичную. Обращаться к организации, где Вы купили данную вещь, с требованием об обмене нужно не позднее 14 дней со дня покупки. Ваша просьба о замене купленной вещи в соответствии с Законом о защите прав потребителей подлежит полному удовлетворению при наличии нескольких условий. Это такие условия, как: купленная Вами вещь не была в употреблении, сохранены её товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Также нужно сказать, что для облегчения обмена у Вас должен иметься товарный чек или кассовый чек, либо иной подтверждающий оплату указанной вещи документ. Но, если таковой отсутствует, например, по причине того, что он по каким-либо причинам не был сохранен, то данное обстоятельство не влечет за собой невозможности поменять вещь, которая Вам не понравилась. В такой ситуации Вы, согласно законодательству, имеете право ссылаться на свидетельские показания со стороны лиц, видевших как данная вещь была Вами куплена. Часто бывает, так, что приобретенные Вами, например, туфли не подошли по цвету к приобретенному позже костюму, и Вы решили их поменять на аналогичные другого цвета, но в ассортименте магазина, к сожалению, не оказалось. В данном случае, в соответствии с Законом о защите прав потребителей, у Вас есть право на получение от продавца денежных средств, уплаченных за купленную вещь. При таких обстоятельствах организация-продавец обязана выплатить затраченную Вами сумму в полном объёме не позднее 3-х дней с момента передачи ей данной вещи. Если же представитель торговой организации сообщает Вам, что желаемая модель туфель будет в наличие, например, со следующей поставкой товара несколько позже, то с Вашего согласия вещь будет передана с момента поступления её в продажу, о чем продавец обязан незамедлительно Вас оповестить.

Необходимо знать, что существуют категории товаров, которые не подлежат обмену при их надлежащем качестве. В соответствии с перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55) возврату или обмену при их надлежащем качестве не подлежат швейные и трикотажные изделия, к которым относятся изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные. Так что при покупке, например, дорогого нижнего белья, выборе его размера надо быть особенно внимательным. Если же Вы приобретаете вещь данной категории в подарок, то лучше это делать в присутствии одаряемого, чтобы покупка не осталась в дальнейшем в качестве сувенира, украшающего только место своего хранения, а использовалась по своему прямому назначению.

Во втором случае, когда приобретённая Вами вещь оказалась ненадлежащего качества, процедура защиты Ваших прав выглядит несколько иначе, а в некоторых случаях может затянуться на довольно длительный срок.

Так, если Вы обнаружили недостатки, не оговоренные продавцом при продаже, или приобретенная вещь пришла в негодность в течение гарантийного срока по причинам, которые не связаны с нарушением правил эксплуатации, то в соответствии со статьёй 18 Закона о защите прав потребителей Вы вправе требовать безвозмездного устранения недостатков купленной вещи. (В соответствии с текстом преамбулы Закона о защите прав потребителей недостатками товара признаются несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом, или целям, для которых товар такого рода обычно используется)

Также Вы имеете право на замену на вещь аналогичной марки (модели, артикула), замены на такую же вещь другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. В такой неприятной ситуации Вы можете потребовать возврата затраченных денежных средств, вернув купленную вещь.

Нужно отметить, что организация-продавец, импортёр или индивидуальный предприниматель обязаны принять вещь ненадлежащего качества даже в случае, когда у Вас по каким-либо причинам нет товарного чека или иного документа, удостоверяющего оплату покупки.

Часто случается, когда продавец не соглашается с тем, что вещь испорчена по его вине. В таком случае назначается экспертиза, производимая за счет продавца, которая и определяет виновника. При условии, если проводимая экспертиза выявляет виновника в лице покупателя вещи, то он обязан возместить все затраты на её проведение и, естественно, правом на обмен или получение затраченных денег такой покупатель обладать не может. В таком случае имеет место возможность обжалования результатов такой экспертизы в судебном порядке, также возможно проведение независимой экспертизы. Если же результат будет на стороне покупателя, то продавец обязан принять вещь, вернув при этом деньги или поменяв её на другую такую же или идентичную с учетом разницы в цене.

Что же касается сроков отведенных для подачи претензии по факту недостатков вещи, то согласно разъяснению Государственного комитета по антимонопольной политики РФ сроки действия гарантии (сроки предъявления претензии) исчисляются с момента передачи вещи покупателю и составляют 6 месяцев, если иное не предусмотрено договором. Но нужно отметить, что существует такое понятие как, например сезонная обувь. Надо знать, что при покупке, например, зимних сапог в мае, гарантийный срок начнет исчисляться с момента наступления зимнего сезона, определяемого законодательством субъектов Российской Федерации, который устанавливается в соответствии с климатическими условиями места нахождения потребителей. В Москве зимний сезон начинается с 1-го декабря.

Если всё-таки при соблюдении условий о гарантийном сроке и Вашей непричастности к порчи вещи, продавец отказывает Вам в требовании о замене вещи или возврате уплаченных денег за неё без предъявлении на то оснований, то необходима такая процедура как написание претензии, к чему стоит подойти серьезно. Претензия составляется в письменной форме. В ней должны указываться: правильное наименование организации-продавца, адрес его места нахождения, а также адрес Вашего места жительства. Естественно, главной частью претензии будет являться точное изложение сути нарушенного Вашего права, а также требований к торгующей организации и обстоятельств, на которых эти требования основаны. Помимо всего, в претензии надо указывать и доказательства, на основании которых Вы утверждаете о нарушении прав организацией-продавцом.

В наше время становится нередким то, что торговые организации, а особенно крупные торговые сети, имеют в своём штате юридические отделы, в которых работают профессиональные юристы, отстаивающие интересы продавца. В таких и особо сложных случаях, когда, например, стоимость купленной Вами вещи крайне высока, стоит обратиться за юридической помощью к адвокату, имеющему опыт в делах такого рода.

 

По наиболее сложным делам можно обратиться  в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», специализирующуюся на этих вопросах, тел.:  +7 (495) 671-53-72, e-mail: rosar@inbox.ru, www.semeiniy-advokat.ru, www.avto-advokat.ru , www.biznes-advokat.ru

 

 

 

 

Rambler's Top100